Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение -
детский сад № 546
г. Екатеринбург

Сведения об образовательной организацииАзбука здоровьяИнформация для родителейНаши группыПорядок приема детей в ДОУГотовность к новому учебному годуБезопасностьФотогалереяСтраничка воспитателя Толкачева Ольга АлександровнаСтраничка учителя - логопеда Малыгиной Людмилы АлександровныС мамой папой мы играем - речь свою мы развиваем! Страничка воспитателя Гильмияровой Альфиры АдимовныСтраничка воспитателя Леушевской Елены ВладимировныСтраничка воспитателя Джафаровой Людмилы БорисовныСтраничка воспитателя Гудикова Светлана ВасильевнаСтраничка воспитателя Рыжковой Жанны НиколаевныСтраничка инструктора по физической культуре Антипенко Екатерины ВячеславовныСтраничка музыкального руководителя Паняевой Светланы СергеевныПаспорт доступности для инвалидов и других маломобильных групп населенияОрганы государственной власти, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением, обеспечением защиты прав ребенка

Главная ► Страничка учителя - логопеда Малыгиной Людмилы АлександровныС мамой папой мы играем - речь свою мы развиваем!

С мамой папой мы играем - речь свою мы развиваем!

Влияние игры на речевое развитие ребёнка

Игра – это основной источник познания ребёнком окружающего мира.  В процессе данной деятельности каждый маленький человечек получает массу разной информации в интересной и доступной для него форме, кроме того, эти знания хорошо запоминаются.

Как правило, каждая игра развивает целый комплекс навыков, тренируя такие процессы, как память, речь, восприятие, внимание, воображение, мышление.

Предлагается наиболее подробно остановиться на влиянии игры на речь ребёнка. Прежде всего, следует отметить, что в процессе таких игр, как «Дочки – матери», «Парикмахерская», «Я доктор» и многих других у ребёнка формируется, обогащается,  активизируется словарь (существенно увеличивается количество существительных, глаголов, местоимений, наречий).

Кроме того, за счёт игры у ребёнка формируется диалогическая и монологическая формы речи, ребёнок грамотно оформлять свои предложения.  

Благодаря игре, можно не только расширять, обогащать, уточнять словарь, развивать грамматическую сторону речи, формировать, корригировать связную речь, но и развивать фонематические процессы. Для этого можно использовать следующие игры.

Игры для развития фонематических процессов

Игра с мячом: «Большой братец и маленький братец».

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «звуковой» мяч и говорит, что будет исполнять роль «большого брата», который будет называть твёрдые  согласные звуки, а ребёнку предлагает быть «маленьким братцем». После этого взрослый кидает мяч ребёнку и называет звук, ребёнок кидает мяч обратно, называя мягкую пару.

Игра «Замени твёрдый звук на мягкий»

Взрослый кидает ребёнку мяч, при этом называет слово, начинающееся на твёрдый согласный, ребёнок, поймав мяч, заменяет твёрдый согласный на мягкий и кидает мяч обратно.

Слова: рад - ряд, мал - мял, вол – вёл, мыл – мил, лук – люк, нос – нёс, воз - вёз и т.д.

Слова: угол –уголь, ел - ель, брат - брать, топ – топь, мел – мель, хор – хорь, пыл – пыль, был – быль, жар – жарь, дал – даль, стал – сталь, вес – весь.

Игра «Наблюдательный фотограф»

Ребёнку говорят: «Ты фотограф, тебе нужно сфотографировать в этой комнате все слова, которые начинаются на звук , например, «Т». Затем фотограф произносит те слова, которые сфотографировал.

Итак, игра способствует развитию всех сторон речи в естественных, интересных для ребёнка условиях.

Игра «Кто больше?»

Оборудование. Сюжетная картина, на которой и изображены предметы с определенным звуком. Родитель показывает ребёнку картину, например, «Огород». После рассматривания картины предлагается рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед ребёнком ставится задача, сказать, в названии каких предметов имеется звук «р» (звук с).

Игра «Кто внимательнее?»

 Родитель просит внимательно прослушать слова, которые он назовёт и подумать, какой звук в них во всех встречается. Например, со звуком «с»: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Родитель «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назови мне их». Ребёнок вспоминает и называет их. А потом он должен придумать слова с этим звуком.

Игра «Кто больше слов придумает?»

Родитель называет звук и говорит: «Давай по очереди, поймав мяч, будем называть слова, начинающиеся на этот звук».

Игра «Найди место для своей картинки»

Оборудование.   Картинки, в названии которых, например, есть звуки «ш» и «ж».

Ребёнок садится за стол. Взрослый показывает ему картинки, где изображен шар и говорит «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает ему картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж.у «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду| показывать и называть картинки, а ты слушаешь, в названии какой из них будет звук «ш» или «ж». Если услышишь звук «ш», картинку надо положить слева, а если услышишь звук «ж», то надо положить справа».

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук «ж» стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Игра «Где спрятался звук?»

Оборудование. Полоска из цветного картона разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок, пуговица, кружок).

Родитель называет слово. Ребёнок определяют место заданного звука в слове. В зависимости того, где слышится звук в начале слова, в конце или в середине фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным  условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак)

Создание сайта - Студия Maxwebsite

описание